Аналитические материалы

Быстрее, Выше, Сильнее? «Спортивные финансовые дыры» – бороться и искоренять!

Sprinter leaving starting blocks on the running track. Explosive start.
Sprinter leaving starting blocks on the running track. Explosive start.

Министерство спорта РФ в 2016 году получило финансирование на сумму 69 592 420 рублей, что на 0, 36% или 252, 41 тыс. рублей меньше, чем в 2015 году. Разница небольшая, но тенденция к уменьшению все же присутствует.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития, РФ должна перейти от ресурсориентирванной экономики до модели инновационного развития, базирующегося на развитии потенциала человеческого капитала.

Одним из ключевых моментов Концепции является приоритетность повышения показателя части россиян, которые занимаются спортом. В рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы», приоритетные планы были выполнены: Россия успешно провела Зимние Олимпийские Игры в г. Сочи, доля граждан, вовлеченных в занятие физической культурой и спортом в 2015 году составляла уже 31,9% от общей численности населения РФ.

Положительный результат Федеральной программы позволил властям рассмотреть перспективу в развитии российского спорта. Так, постановлением правительства №30, датируемого 21.01.2015. в рамках государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» была утверждена ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы».

Основной ее задачей стало повышение процента граждан РФ, вовлеченных в спорт физическую культуру с 31, 9% до 40% до 2020 года. На реализацию запланированных целей необходимо достаточно серьезное финансирование, Карьерист.ру разбирался, какие же цели поставило перед собой государство в сфере ФКиС и какие проблемы существуют в этом секторе.

The girl executes exercise

Спорт наше все?

По итогам уже реализованной ФЦП, которая охватила период 2006-2015, Россия на 100% выполнила все обязательства по софинансированию международных спортивных объектов, ввела в эксплуатацию 329 объектов предназначенных для массового спорта. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод: главная задача ФЦП была достигнута – инфраструктура спортивных объектов расширена.

Взяв во внимание то, что фактически программные цели были поставлены верно, Минспорта, Минэкономразвития и Минфин, совместно с правительством, поставили перед собой новые цели.

Грядущая пятилетка, помимо следования политике вовлечения россиян в ФКиС, будет направлена на увеличение доли учащихся в спортивных ВУЗах, которые после окончания обучения продолжат систематические занятия спортом и на взращивание нового поколения олимпийских чемпионов.

К слову, заработная плата профессиональных тренеров и спортсменов не осталась без внимания, она также будет повышаться. К примеру, олимпиец зарабатывает в среднем 327 тысяч рублей в месяц, включая разного рода надбавки, а самые высокие заплаты традиционно получают футболисты.

По итогам отчета Счетной Палаты об эффективности освоения и использования бюджетных средств по целевому назначению, целесообразность регулирования стратегически важных целей на общенациональном уровне подтвердилась. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, отрасль ФКиС, которая не является фундаментом экономики, развивается, растет и подает надежды.

Общество относится к реализации такой программы неоднозначно. ФЦП не одинаково эффективна во всех регионах государства, и выделение миллиардов на ее реализацию расценивается как неэффективность распределения бюджетных средств.

Решить эту проблему поможет пропаганда приобщения к занятиям ФКиС плюс высокие достижения российских спортсменов на мировых спортивных состязаниях. К примеру, по итогам проведения летней Олимпиады в Рио-де-Жанейро российская сборная завоевала 56 медалей, из них 19 – это золото. И в финальном медальном зачете заняла 4 место.

Учитывая, что спорт в Росси получает в 3-4 раза меньше финансирования, нежели США, которые занимают первую строчку рейтинга, сборная РФ показала достойный результат.

Государственная политика финансирования – стоит ли что-то менять?

Happiness football player on field of olimpic stadium on sunrise sky

Во всем мире существует только две системы финансирования сферы спорта – европейская и американская. В России ФЦП финансируется по европейскому типу. Он предполагает выделение основной части средств из государственного бюджет. Американская же система полагается на инвестиционные вложения, к слову, инвестируя в спорт, вкладчики получают лакомые льготы.

Минэкономразвития провел анализ международного опыта в сфере ФКиС, который показал, что лидирующие позиции в этой сфере занимают страны, в которых большая часть средств на спортивную сферу поступает благодаря государственному партнерству с частным сектором.

В соответствии с ФЗ от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» у правительства России есть возможность реализации на государственном уровне так называемой модели эндаумента, простыми словами – политики благотворительных взносов и пожертвований.

Почему эту модель до сих пор не рассмотрели, остается вопросом, ведь в России количество физических и юридических лиц, которые могли бы финансово поучаствовать в развитии сферы российского спорта, предостаточно.

Дальше — больше, благодаря существованию ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ у российского спорта есть возможность получать финансирование благодаря реализации политики госзаказов, через тендерную процедуру, проводимую среди компаний частного сектора. Пока что государство не отдает должное такому источнику привлечения средств.

Таким образом, возможностей привлечь большие деньги в спорт — достаточно, другой вопрос — стоит ли менять устоявшую модель, если фактически она приносит видимый результат.

Обращая внимание на то, что экономика России переживает не лучшие времена, возможно, целесообразность уменьшения нагрузки на государственную казну была бы оправдана.

«Проблемные места» российского спорта

Принимая во внимание тот факт, что правительство взяло курс на вовлечение граждан в ФКиС, из виду можно упустить очень важный факт — как и ранее, Минспорта продолжает следовать политике воспитания спортсменов высокого класса, которые будут участвовать в международных спортивных состязаниях.

Female cross trainer assisting athletes in lifting barbells at gym

Если углубиться в регионы, то финансирование на районном уровне осуществляется в основном на выплату зарплат и гонораров спортсменам и тренерскому составу, в то время как запуск спортивных объектов выпадает из внимания местных чиновников.

Открытым остается вопрос – где тренироваться будущим олимпийцам, которые живут вдали от тренировочных баз. Здесь нужен рациональный подход к распределению спортивных объектов – рассматривать не только местность с повышенным спросом, а заняться политикой вовлечения граждан во всех округах и регионов. Тогда спортивные объекты не будут простаивать и в будущем смогут принести желаемый экономический эффект.

Разместить резюме Добавить вакансию