Будни в небе. Особенности труда и подготовки бортпроводников

Charming Stewardess Holding Paper Plane In Hand. Blue Sky Background.

Многим может показаться, что обслуживание пассажиров самолета, которое, как правило, выполняют длинноногие красавицы в синих или красных пилотках – довольно простая работа, сродни секретарскому подношению кофе начальнику или что-то наподобие.

На самом деле, это специалисты пусть и рядового состава, но выполняющие одни из основных функций на гражданских судах – они не только обслуживают пассажиров, но и решают возникающие у них проблемы, а также отвечают за их безопасность в случае возникновения внештатных ситуаций.

Основная задача бортпроводника – обеспечить максимальный комфорт перелета и проследить за соблюдением требований техники безопасности нахождения пассажиров на борту самолета.

Для выполнения таких функций мало иметь лишь длинные ноги и миловидную внешность – в этой профессии без профессионализма никуда.

Будущие бортпроводники проходят курсы, на которых их учат аварийно-спасательной работе, языковым особенностям, предоставлению медицинской помощи и прочим аспектам подобной работы.

Когда же в гражданской авиации появились первые бортпроводники? Где их учат, и какие особенности предполагает эта профессия? В преддверии Всемирного дня бортпроводника, ежегодно отмечаемого 12 июля, Карьерист.ру ответит на эти вопросы.

Немного из истории

Необходимость обслуживания пассажиров возникла сразу же с началом развития гражданской авиации, задолго до появления самого понятия «стюард» или «бортпроводник».

Ввиду технической целесообразности данную функцию приходилось выполнять второму пилоту.

Для многих было очевидно, что отсутствие второго пилота за штурвалом прямо угрожало безопасности всего самолета – первыми до этого додумались немцы, и начиная с 1928 года начали включать в летный состав специально обученного человека, который выполнял задачи по обслуживанию персонала и самих пилотов.

Несмотря на то, что сегодня большинство бортпроводников – девушки, изначально это была мужская профессия.

Считается, что впервые в качестве стюардесс, девушек начали привлекать лишь рекламных целях – за счет миловидных красавиц на борту предприимчивая авиакомпания «Боинг Эир Транспорт» решила повысить популярность авиатранспорта в США.

Но понимая всю важность данной профессии, в качестве квалификационных требований предъявлялась не только внешность стюардесс – первоочередным требованием являлось медицинское образование.

При этом, стюардессы того времени точно бы позавидовали современным бортпроводникам, ведь кроме медицинской помощи, улыбок и подачи кофе, они имели множество других задач.

И это не какие-то обычные «раздача одеял», а погрузка и разгрузка багажа, взвешивание пассажиров и багажа, проверка креплений кресел, уборка кабины, предоставление пассажирам всего необходимого, уборка туалета после пассажиров, переноска ведер с топливом и даже помощь наземному персоналу в «парковке» самолета в ангар.

Но несмотря на довольно серьезные задачи (которые далеко не всегда под силу даже мужчинам) и довольно серьезные требования (диплом, рост, вес, семейное положение), профессия пользовалась достаточно серьезным успехом у женщин – им платили по 125 долларов в месяц, что было отличным стимулом в то время.

Практика использования в качестве стюардов девушек, оказалась довольно успешной – популярность авиалиний существенно повысилась, особенно в части мужского пассажиропотока.

Эффект был настолько ощутимым, что все существующие перевозчики переняли опыт авиакомпании, принимая с тех пор на работу лишь только женщин.

Отметим, что до 1998 года все такие работники назывались стюардами и стюардессами. Но на очередной летной ассамблее ИКАО была определена повышенная важность данной профессии.

В итоге было принято решение поменять существующее название на бортпроводников.

Квалификационные требования и подготовка отечественных бортпроводников

Сегодня у россиян существует несколько путей, как стать бортпроводником – самостоятельно окончить специальные платные курсы, после чего ожидать приглашения от авиакомпаний, или же напрямую пройти отбор в авиакомпанию, и уже от нее направиться на обучение.

Поскольку последний вариант гарантировано предоставляет рабочее место (в случае успешного завершения обучения), он является наиболее оптимальным.

При этом каждая из компаний предъявляет к кандидатам свои квалификационные и профессиональные требования, которые во многом имеют общий характер.

К наиболее распространенным требованиям относят:

  • Приятную внешность, пропорциональные черты лица, без каких-либо бросающихся в глаза изъянов (видимых родинок, шрамов, неправильного прикуса и т.д.).
  • Приятный голос, правильная и приятная речь, без каких-либо дефектов.
  • Отличное здоровье, способность переносить частые перелеты.
  • Замечательное зрение или зрение, подлежащее корректировке в пределах 20-30%.
  • Возраст 18-29 лет (некоторые компании принимают кандидатов лишь до 24 лет).
  • Рост 170-190см для парней, 160-175см для девушек.
  • Высшее образование (преимущественно лингвистика, медицина).
  • Наличие опыта профессионального общения.
  • Отличное владение русским, английским, и еще одним иностранным языком.
  • Наличие деловых качеств, таких как коммуникабельность, дипломатичность, эмоциональная сдержанность и т.д.

При соответствии всем формальным характеристикам, претендентов допускают к экзамену, который проводит созданная при авиакомпании комиссия.

Он проводится в форме собеседования, в случае прохождения которого, претендента направляют на прохождение медэкспертизы. При полном соответствии кандидата, он зачисляется на стажерскую точку, после чего его направляют в учебно-тренировочный центр.

Условия обучения могут быть разными и зависят от политики авиакомпании – некоторым обучение оплачивают полностью, у некоторых вычитают из заработной платы, или вообще всецело возлагают финансовые вопросы на новичка.

Самыми популярными среди будущих стюардов и стюардесс считаются:

  • Учебный центр Трансаэро;
  • Учебно-тренировочный центр Внуково;
  • Учебный центр авиакомпании «Сибирь»;
  • Центр подготовки авиаперсонала Jet Service;
  • Школа бортпроводников;
  • Авиационная школа Аэрофлота.

Программа обучения предполагает довольно оригинальные методики, рассчитанные на максимально быстрое введение в профессию – в среднем курсы не занимают больше 2-3 месяцев и зависят от уровня иностранного языка.

При этом стажеры не получают классического обучения – они приходят туда уже с отличным знанием языка –  на курсах их лишь обучают профессиональной терминологии, лексикой и особенностями поведения иностранцев.

Помимо доброжелательной атмосферы, которую должны создавать будущие бортпроводники, их обучают конструкции самолетов, условиям использования аварийно-спасательных средств, поведению при экстренной посадке, психологическим приемам успокоения пассажиров и т.д.

Кроме технических знаний и умений, стажеры проходят воздушно-правовую и техническую подготовку. По окончанию обучения стажеру выдается свидетельство с оценкой, и если она будет ниже, чем «хорошо» – про карьеру бортпроводника попросту можно забыть.

При наличии хорошей оценки стажер будет допущен к практике под присмотром инструктора. В конечном итоге статус полноценного бортпроводника 3-го класса будет присвоен стажеру при пролете не менее чем 30 часов.

Бортпроводник и его тяжелый труд

Работа в условиях постоянных перелетов предъявляется повышенные требования к состоянию здоровья летного персонала.

В особенности это касается бортпроводников, поскольку некоторые неблагоприятные факторы полета влияют на них куда больше, чем на других членов экипажа, задействованных в этих же рейсах.

Так, вредными для стюардов и стюардесс считаются такие условия труда, как:

  • Постоянная работа в стоячем положении или на ходу;
  • Постоянное физическое напряжение во время полета;
  • Нарушение нормального режима труда, отдыха, питания и сна;
  • Постоянная смена климатических зон, часовых поясов, перепады температуры;
  • Регулярное переутомление (особенно характерно для международных перелетов) и т.д.

Кроме объективных трудностей, связанных с постоянными перелетами, работа бортпроводника связана с множеством субъективных факторов, создающих стрессовые ситуации.

Так, высокая требовательность к исполнению поставленных перед стюардами и стюардессами служебных обязанностей, перечень самих этих служебных обязанностей, строгая дисциплина, социальные условия, а также чересчур привередливые и конфликтные пассажиры, требующие повышенных условий обслуживания, вызывают постоянное нервно-эмоциональное напряжение, которое крайне неблагоприятным образом сказывается на здоровье бортпроводников.

И с учетом того, что именно эти члены летного состава являются лицом авиакомпании — их карьера не может длиться слишком долго.

Как правило,  бортпроводники-мужчины предпочитают летать до 50 лет, а женщины уходят на «летную пенсию» раньше — в 45 лет.

Благодаря тому, что это тяжелый труд, работа отечественных бортпроводников, в отличие от множества других представителей не менее сложных профессий, все-таки оценивается по достоинству.

Средняя зарплата стюардесс в российских авиакомпаниях составляет около 60-80 тыс. рублей, в иностранных – может достигать 3-5 тыс. у.е.

И вероятно именно это делает профессию бортпроводника более чем востребованной – на одну открытую вакансию может претендовать около 20-30 кандидатов, в случае массового набора, и около 100 – в случае открытия единичной точки. Конкурс – как для космонавтов!

И во Всемирный день бортпроводника гражданской авиации, коллектив сайта Карьерист.ру сердечно поздравляет всех стюардов и стюардесс с их профессиональным праздником, желает крепкого здоровья, профессионального роста и удачных полетов.

С праздником, дорогие бортпроводники!

Разместить резюме Добавить вакансию