«Безработный диплом»: 25% выпускников останутся без работы

Ежегодно около 1 млн российских студентов заканчивают ВУЗы и выходят «в свободное плавание». Какой погодой встречает их отечественный рынок труда? Кого-то, очевидно, встретит безветренный штиль и спокойствие, но многих поглотит шторм реальности. Данные социологии более чем показательны: трудоустройство выпускника становится «геморроем» всей семьи. А оценки и ВУЗ тут ничем помочь не в состоянии – все как всегда решают связи. По этой причине молодые выпускники остаются попросту без первой работы. Подтверждается это все и официальными данными Министерства образования, по которым «теплое место» не в состоянии найти около 25% выпускников.

Но самое печальное вовсе не это. Дело в том, что ведомственная статистика учитывает только «бюджетников» – то есть тех, кто учился по государственному заказу. Получается, что вместе с «контрактниками» нетрудоустроенных выпускников гораздо больше. Государство не в состоянии обеспечить работой даже тех, кто учился и получал стипендию по их собственному заказу. Как в контекст таких данных «вписать» разговоры о «кадровом голоде», который испытывает страна, по словам правительственных экспертов? Карьерист.ру постарался проанализировать ситуацию.

Мониторинг трудоустройства

В текущем году Министерство образования 3-й раз проводило мониторинг ситуации с работой среди российских дипломированных специалистов-выпускников. За основу взят принцип, по которому нормальным считается трудоустройство молодых людей в течение года после получения диплома. Получается, что на сегодня можно получить данные лишь в отношении выпускников 2015 года. И по полученным данным найти работу смогли лишь около ¾ выпускников-бюджетников. Причем в подробном разрезе по ВУЗам, некоторые престижные учебные заведения имели показатели даже хуже. Но если даже брать средник 75%, означает ли это, что оставшиеся 25% остаются безработными?

В открытом доступе имеется информация Росстата, который провел мониторинг трудоустройства молодежи по двум возрастным категориям: 20-24 и 25-29 лет. По подсчетам статистов, безработных в первой категории около 140 тыс. человек, а во второй – более 150 тысяч. Если обобщить и представить, что первая категория – это вчерашние выпускники, а вторая – позавчерашние, то можно условно определить масштабы проблемы. Получается, что трудности с трудоустройством имеют не только сегодняшние выпускники, но и два-три поколения прошлых, которые в совокупности дают экономике более чем 300 тысяч квалифицированных дипломированных безработных. Исходя из этого, и в контексте данных Министерства образования делаем вывод, что «молодая» безработица в 5 раз выше, чем в целом по стране.

И пусть такая информация – не более чем статистика, усомниться в ее соответствии реальности достаточно сложно. Хотя, очень странными в таком контексте представляются данные о вакантных местах, поданных Государственной службе занятости самими работодателями. Согласно им, вакантными являются около 173 тыс. рабочих мест для работников с высшим образованием. Почему работодатели не могут заполнить их – большой вопрос, ибо помимо 300 тыс. молодых дипломированных безработных, есть еще и соискатели более старшего возраста.

Данные, откровенно говоря, пугают. Но еще больше горечи добавляет тот факт, что мониторинг не охватывает «контрактников», получивших дипломы на платной основе. А их, между тем, еще около 500 тыс. человек, которые также претендуют на указанные вакантные места. Но современная система образования полна парадоксов: о вчерашних выпускниках забывают сразу, как только те получают дипломы о высшем образовании – их судьбами статистика не интересуется. И это, откровенно говоря, остаточно странно, ведь доходы ВУЗов – это в первую очередь поступления от «контрактников». Даже в бизнесе предприниматели проявляют большую заботу о своих клиентах…

Параллельно нельзя не учитывать и современную реальность. Работодатели не хотят брать выпускников, а если и берут, то на гораздо худших зарплатных условиях, в сравнении с квалифицированными работниками. Если вообще предлагают: неформальная занятость популярна среди молодежи, поэтому работодатели не стесняясь нанимают молодых людей неофициально. Те, в свою очередь, редко когда задерживаются на первом месте работы больше двух лет. В надежде получить хоть какой-нибудь опыт, молодежь вынуждена начинать свой трудовой путь в осознанно плохих условиях.

Главное – это связи

А иначе никак. Практика показывает, что трудоустройство молодого специалиста – это настоящий «геморрой» для всей его семьи. При этом найти первое мест работы без полезных связей и протекции – задача из разряда невыполнимых. Диплом, оценки, квалификация – мелочи, в сравнении со связями. И тут дело не только в «хлебных» местах – первое место работы практически никогда таковым не бывает. Даже на обычное место работы молодые специалисты могут попасть лишь по рекомендации. А если касаться «закрытых и хлебных» секторов рынка труда, вроде медицины, нефтегазовой сферы или градостроительства, так там вообще даже при наличии знакомых «левым» людям не пробиться. Там по большей части все решают родственные, кровные связи.

Где еще можно найти перспективную работу? IT и инновации вот уже как 10 последних лет забирают самых умных на ограниченное количество вакансий – отбор там крайне строгий и никакими связями ничего не решишь. Только квалификация. Так что посредственным соискателям там очень сложно. Ну а базовые сектора экономики и так на ладан дышат. В ранее популярном госсекторе теперь тоже проблемы с трудоустройством, причем даже для самых близких: без работы остаются даже «дочки и сыночки». При этом в силу кризиса произошли серьезные сокращения – как кадровые, так и зарплатные. Так что «теплых» мест осталось существенно меньше, а на обычные хотят идти далеко не все потенциальные молодые чиновники.

Все больше популярности приобретает военная профессия. С того момента, как президент заявил о повышении расходов на оборону, конкурс в военные ВУЗы вырос четырехкратно! Наряду с правоохранителями, военные становятся самым популярным направлением, поскольку граждане попросту «читают сигналы» с телевизора. Насколько долго продлится «золотой век» силовых профессий – неизвестно, но инстинктивное поведение населения в вопросе направления образования своих отпрысков – вещь весьма пугающая. По сути, люди готовы вкладывать деньги не в образование, а в диплом. В отличие от Запада, конкурентоспособность на рынке определяется не банальными записями в трудовой книжке и стажем, а качеством полученного образования, пройденных курсов повышения квалификации и способностями к адаптации. Но на российском рынке действуют совершенно другие законы.

Человеческий капитал

Резюмируя вышесказанное, можем сделать очевидный вывод: сложившееся положение дел на рынке труда является прямым отражением отношения российского бизнеса к человеческому капиталу. Актуальность данной темы возросла за последние годы, о чем говорят множественные заявления чиновников, публикации в СМИ и стратегические ведомственные документы. Другой вопрос, что все это не пошло дальше тех бумаг, на которых было написано. За основу для таких спичей обычно берется западный опыт, однако там воспитание нового поколения работников – это традиционная забота бизнеса о будущем отрасли. У нас же это характерно лишь для крупных IT-игроков. Все остальные долгосрочных стратегий попросту не строят.

Другой вопрос, что современное отечественное образование нам не позволяет развивать полноценный кадровый потенциал. Завтрашние выпускники выйдут на рынок со знаниями, которые были неактуальны уже вчера. В такой ситуации трудно сетовать на экономические проблемы, существующие в стране сегодня. Это, кстати, также является одной из проблем для честного трудоустройства – зачем работодателю некомпетентный молодой персонал, нуждающийся в переобучении?! Проблема еще и в том, что не только бизнес отказался от подготовки нового поколения работников – какой-либо внятной кадровой политики не имеет и само государство даже в отношении стратегически важных отраслей. Государство заботится о зарплатах и налогах – профессиональный рост его подопечных находится вне зоны государственных интересов.

Понятно, что есть и исключения, которыми являются наиболее престижные ВУЗы, вроде РАНХиГС и НИФИ. Но на то они и исключения, что не могут изменить общее, существующее в стране правило. А ведь особую важность в контексте этого приобретает ожидающая Россию пенсионная реформа. В частности, повышение пенсионного возраста, которое неизбежно. Без лишних подробностей, все это приведет к дальнейшему сокращению вакансий на рынке труда. Кто-нибудь подумал о судьбе будущих выпускников в этой логической цепочке? Очевидно, ответ отрицательный…

Разместить резюме Добавить вакансию