Без работы в Новый год: массовые увольнения опять ждут россиян

Кризис в 2014-15 гг. затронул все сектора экономики, и, конечно же, не смог оставить без внимания российский рынок труда. За эти два, а теперь уже почти три года «под раздачу» пропали все: автопром, авиакомпании, финансовая сфера, тяжелая промышленность, добыча полезных ископаемых, сфера услуг и т.д. Общий объем сокращенных и уволенных по тем или иным причинам, оценить достаточно трудно. Официальный уровень безработицы формально находится на том же уровне, что и в конце 2014 года, но так как треть экономически активного населения занята в теневом секторе, а он пострадал, возможно, даже больше легального, говорить про конкретные цифры не приходится.

И хоть чиновники наперебой утверждают, что «дно» кризиса уже пройдено, уверенности такие заявления гражданам не прибавляют. Росстат месяц от месяца фиксирует продолжение падения реальных доходов россиян, покупательная способность зарплат сокращается, а социальные пособия урезаются. Очередным витком выхода из кризиса, судя по всему, станет новая волна массовых увольнений. По крайней мере, так говорят в Минтруде, анализируя нынешнее состояние отечественного рынка труда. Учитывая, что в России заранее о сокращениях сообщать не принято, такие слухи настораживают. Карьерист.ру решил разобраться в том, когда россиянам ждать новых волн массовых увольнений?

300 тысяч безработных

К концу 2016 года армия безработных россиян вырастет на 136 тыс. человек – такие планы российских работодателей на будущий месяц озвучил Life.ru, ссылаясь на справку о состоянии отечественного рынка труда, предоставленную Минтрудом. По данным ведомства, провести массовые увольнения по причине сокращения штата или банкротства, имеют намерения около 50 тыс. российских компаний. Треть из них планирует воплотить свои планы в жизнь еще до конца 2016 года. В этот период больше всего в зоне риска оказываются чиновники и специалисты финансовой сферы. Согласно документу Минтруда, на грани увольнения находится 45 тыс. работников госуправления и около 40 тыс. банкиров, экономистов, финансистов и прочих работников банков и финансовых структур.

Провести массовые увольнения по причине сокращения штата или банкротства, имеют намерения около 50 тыс. российских компаний.

Основания для увольнения в этих отраслях во многом очевидны.
Чиновничий аппарат сокращают по воле президента – именно он подписал Указ об уменьшении количества чиновников на 10%. Сокращение работников финансовой сферы – тоже уже привычный тренд, хотя в 2016 году многие начали понемногу набирать персонал. Такие объемы увольнений в краткосрочной перспективе, судя по всему, обусловлены массовым отзывом лицензий у банков и микрофинансовых организаций. Впрочем, если учитывать тот факт, что всего в отрасли задействовано около 1,2 млн специалистов, то потеря немногим больше 3,4% от их общей численности серьезной погоды не делает.

Но это далеко не все, ведь свои планы об увольнениях озвучили более 1,5 тыс. различных градообразующих и крупных предприятий – они должны освободить около 51 тыс. человек в разных отраслях экономики. Например, транспортная сфера и автопром до конца года планируют уволить около 25 тыс. сотрудников, в добыче полезных ископаемых сократят около 14,5 тыс. работников, а девелопмент и строительство – около 8,5 тыс. человек. Основная причина увольнений – экономическая ситуация в стране, когда доход большинства предприятий продолжает сокращаться и влечет за собой необходимость в оптимизации. Учитывая, что содержание персонала – одна из самых крупных статей расходов любого российского бизнеса, больше всего страдает именно он.

Но планы до конца года – лишь часть «программы» – в общей сложности Минтруд анонсирует увольнения для 300 тыс. россиян, которые, судя по всему, растянуться на первый-второй квартал 2017 года. Больше всего рабочей силы планирует высвободить гражданский, строительный и промышленный автопром – около 87 тыс. человек в общей сложности. Массово сокращать сотрудников будут и в строительстве – около 31 тыс. человек, а также в машиностроении – до 26,5 тыс. человек. Транспорт и добыча полезных ископаемых пострадают не меньше – тут в общей сложности планируют уволить 26 и 20 тыс. сотрудников соответственно.

Во всем виноват кризис

Тот факт, что самое большое количество увольнений затронет именно государственный сектор, не является неожиданностью.
Экономическая ситуация уже третий год оказывает колоссальное давление на бюджеты разных уровней, а в особенности – субъектов федерации. Центр задал тенденцию снижения объемов дотаций из федерального бюджета в региональные, поэтому регионы все больше ощущают на себе влияние недостатка государственного финансирования. Когда такое происходит, снижение расходов на рабочий персонал можно назвать самым лучшим способом оптимизации. Особенно в отрасли, которая не приносит даже крохотной доли внутреннего валового продукта, и, по сути, находится на содержании у налогоплательщиков. Учитывая среднюю зарплату чиновников, такое сокращение сэкономит бюджету порядка 21 млрд рублей в год.

Аналогичное влияние экономической ситуации отмечается и в автомобилестроении – по данным ассоциации инвесторов АЕБ, за первые 10 месяцев 2016 года отечественный автопром снизил продажи на 13,3% в годичном выражении. Само собой, что такое падение отражается на бюджетах предприятий, которые вынуждены проводить сокращения. И это при том, что сегодняшняя ситуация на рынке гораздо лучше прошлогодней.

Но, по мнению некоторых экспертов, самое большое влияние кризиса ощущается все-таки в строительстве. Как Life.ru рассказала Наталья Мильчакова из «Альпари», кризис привел к масштабному сокращению спроса на недвижимость жилого и коммерческого секторов, и это не смогло не отразиться на строительстве. Эксперт утверждает, что специалисты других отраслей могут попадать под сокращения по многим другим причинам кроме кризиса. Например, высвобождение работников отчасти может быть обусловлено модернизацией и автоматизацией производственных мощностей – функции сотрудников переходят в разряд обязанностей машин.

Как утверждает Мильчакова, это, в частности, происходит в машиностроении, угольной промышленности, других, завязанных на технологичность процесса производства, отраслях. Кроме того, процесс автоматизации позволил компенсировать потери даже большого количества работников в госсекторе. Ярким примером этого является повсеместное развитие многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг – электронные сервисы позволяют в разы уменьшить бумажную волокиту, а соответственно, и аппарат чиновников.

Но если влияние кризиса по мере восстановления экономики все-таки будет уменьшаться, то модернизация, очевидно, только начинает задавать тренд. Сложно говорить, сколько это может занять времени, зная про нежелание собственников вкладывать в это ресурсы, поэтому в подавляющем большинстве случаев решающим фактором для сокращений становится все же экономическая ситуация.

С работы в тень

Такие, довольно пессимистические оценки Минтруда, судя по прогнозам экспертов, могут показаться далеко не самыми плохими.
Сегодня, по оценкам Росстата, уровень безработицы, рассчитанной по методологии МОТ, составляет 5,4%, охватывая 4,1 млн россиян. Но в будущем году ситуация изменится – как пишут «Рамблер/финансы», ссылаясь на обзор рекрутингового агентства АКРА, в 2017 году уровень безработицы вырастет до 6,1% – кризис докатился еще не до всех. Получается, что в будущем году число безработных увеличится до 4,63 млн граждан – негативный прирост превысит 500 тыс. человек. Рост занятости, по мнению аналитиков, будет наблюдаться лишь в торговле и секторе услуг, однако, компенсировать сокращения в прочих секторах экономики он явно не в силах. К чему могут привести такие массовые увольнения?

По мнению либерал-демократа из Госдумы Ярослава Нилова, которое он высказал в интервью Life#звук, такая ситуация будет способствовать уходу рынка труда в тень. Как считает парламентарий, ухудшением положения работников на рынке труда будут пользоваться недобросовестные рекрутеры, предлагая соискателям невыгодные им и выгодные себе условия труда. Например, отказывая в официальном оформлении трудоустройства. И соискателям, очевидно, придется на эти условия соглашаться – увеличение числа безработных повысит конкуренцию на рынке труда, поэтому находящие в поиске работы станут сговорчивее, соглашаясь на нарушение своих трудовых прав.

Рекрутеры будут предлагать работникам- неофициальное оформление, и работники будут вынуждены согласиться на это.

Впрочем, в Минтруде уже разрабатывают план мероприятий, которым ведомство планирует снизить напряженность на рынке труда. В частности, там планируют работать с предприятиями, на которых ситуация характеризуется, как особенно сложная. На них, за счет средств государственного бюджета, будет обеспечиваться временная занятость, переобучение и стажировка работников, которые могут быть в ближайшее время уволены. Спасут ли такие министерские планы от ухода в тень высвободившихся работников – вопрос риторический. В условиях отсутствия средств, люди, очевидно, будут выбирать то место, где им больше заплатят. И то, что это будет как раз неформальный сектор, с которым государство конкурировать не в состоянии, понятно всем.

Но, как мы уже говорили, в России заранее о сокращениях сообщать не принято, поэтому масштаб проблемы может оказаться куда серьезнее, о чем, конечно же, мы совсем скоро узнаем.

Разместить резюме Добавить вакансию