Компании, неформально нанимающие персонал и не заключающие с сотрудниками трудовые договоры, могут пострадать от такой своей деятельности – в Госдуме планируют лишить их налоговых преференций. Соответствующий законопроект, как пишет «Парламентская газета», подготовил депутат-эсэр Олег Шеин. Согласно ему, налоговых льгот предлагается лишать все предприятия, чей штат на более чем 1/10 состоит из неоформленных официально сотрудников или содержит более чем 100 таких «неформалов». Сейчас документ проходит проверку в правительстве и к началу следующего месяца уже должен быть направлен в парламент.
Мотивы, озвученные автором проекта закона, просты: пусть те, кто делает все, чтоб укрыться от налогов, платят их по обычной схеме, а не получают налоговые преференции. И дело не только в налогах и недопоступлении денег в бюджет – неофициальное трудоустройство формирует проблему и для самих работников, которые лишаются права на социальную защиту, выплату больничных, формирование будущей пенсии. Трудовые инспекции ежегодно выявляют нарушителей, но санкции для них не дают желаемого эффекта.
Огромный теневой сектор
Аналитики рынка уже давно сбились со счета, сколько же в России людей действительно работает в тени? Под тенью статистика обычно понимает не только неформалов, но и тех, кто занимается скрытой, а также нелегальной деятельностью – отождествлять данные понятия нельзя. Так, скрытой обычно считается деятельность, в рамках которой занижается или вообще скрывается налоговая база для уплаты налогов. Проще говоря, это сокрытие доходов. Нелегальная деятельность – это уже преступление. Под ней, как правило, воспринимается работа по производству и реализации товаров и услуг, которые незаконны или ограничены в обороте, но тем не менее приносят прибыль, а следовательно участвуют в экономике. Речь идет равно о нелегальной деятельности врачей, производстве наркотиков, проституции и тому подобное.
Неформальная деятельность – принципиально иной вид занятости, когда домохозяйства, компании, предприниматели, работники и все другие, кто осуществляют по факту трудовую деятельность, занимаются ей без должного формального оформления. То есть без заключения трудового договора. В нем, по последним данным Федеральной службы статистики за 2016 год, занято около 15,5 млн человек, что составляет около 21% экономически активного населения страны. Ежегодно, как утверждает статистика, численность неформалов растет на 0,5-0,6 млн человек.
Оценки, впрочем, встречаются разные. Например, РАНХиГС оценивает рынок неформальной занятости в минимум 30 млн человек, что превышает 40% от общего количества трудоспособных и экономически активных россиян. Из них ученые выделяют 22 млн человек, которые заняты в «серой зоне» лишь частично, имея такую неформальную подработку или получая в конверте лишь часть своего оклада, а не всю зарплату. Встречаются и более смелые оценки, доходящие вплоть до 35 млн человек, осуществляющих свою трудовую деятельность неформально. Считается, что наиболее массовыми для неформалов сферами занятости считается строительство, логистика, реклама, торговля и сфер услуг.
Минус 4 трлн рублей
Убытки (недопоступления), которые в результате терпят ФОМС, ФСС, местные бюджеты, ПФР и другие, оценивается в 4 трлн рублей ежегодно. При этом единственные санкции, которые предусмотрены для таких компаний-нарушителей трудового законодательства – это штраф, размер которого составляет 1-5 тыс. рублей для предпринимателей и 30-50 тыс. рублей для самих компаний и их должностных лиц. По словам автора описанного выше законопроекта, многим в результате оказывается выгоднее попросту уплатить штраф и продолжить неуплачивать страховые взносы, отказываясь от официального оформления своих сотрудников. Мол, сэкономив миллионы на стразовых выплатах, они платят несколько тысяч штрафа, и потом опять получают многомиллионные преференции – это неправильно.
А преференции действительно внушительные – их объем оценивается в 9,5 трлн рублей. Отказ от их предоставления нарушителям правил оформления сотрудников, по мнению депутатов, станет действенным рычагом и подтолкнет работодателей к официальному оформлению сотрудников.
Впрочем, многие скептически относятся к таким инициативам, ссылаясь на то, что внушительную долю от озвученного объема выделенных льгот получают предприятия из зон опережающего развития, а также индивидуальные предприниматели. Для последних и вообще, если они работают сами, не нанимая персонал, действуют двухлетние налоговые каникулы. Общая система действует лишь при образовании юридического лица и найма персонала. Да и потом, работодателю попросту выгодно неформально нанимать сотрудников, ведь это позволяет им экономить ежемесячно до 40% от совокупного зарплатного фонда компании. Второй, более «скромный» вариант экономии – заключение трудового договора, но при этом значительное занижение зарплаты, зачастую ограничивающееся лишь указанием минималки. Остальное – традиционно в конверте.
По таким схемам работают миллионы людей. Больше того, для надзорных органов это часто не секрет, поэтому отмена для таких компаний налоговых льгот, скорее, фикция. На фоне этого правильнее заставить работать трудовые инспекции и прокуратуру, нежели принимать подобного рода изменения в законодательство. Многие в этом контексте пытаются переложить вину и на работников – мол, и они виноваты – пока они соглашаются на неофициальную занятость, она будет процветать в России и дальше. Создается впечатление, будто у всех 35 млн россиян, занятых в неформальном секторе, есть выбор – пойти на официальную работу или все-таки сэкономить на НДФЛ?! Ответ в данном случае очевиден.
Поэтому резюмируя все вышесказанное, у нас есть большие сомнения, что отказ от налоговых льгот для нарушителей порядка оформления сотрудников, низкоэффективен. По нашему мнению, куда правильнее было бы активизировать работу надзорных органов и правоохранительных ведомств, а также усилить ответственность работодателей, параллельно уменьшая налоговую нагрузку на них.
Разместить резюме Добавить вакансию