«Бесправная страна»: в России растет число трудовых нарушений

Трудовые права – одна из давних проблем россиян, решить которые, как оказалось, не в состоянии ни общественники, ни профсоюзы, ни государственные органы. Последние, безусловно, делают все, что в их компетенции, но улучшить ситуацию удается лишь «симптоматически». Но проблемы могут быть куда серьезнее, чем нам может казаться. Так, по данным ВШЭ, практически половина наших соотечественников трудятся в условиях нарушения трудового законодательства. Исследователи уверяют, что почти 60% россиян приходится работать сверх установленной ТК нормы трудовой выработки. При этом большинство из работников не получает совершенно никакой компенсации.

Кризис, который мы наблюдали последние 3 года, лишь ускорил динамику снижения социальной защищенности граждан. Большинство трудящихся отмечет рост трудовой нагрузки и абсолютное отсутствие этого роста на трудовых доходах. Исследователи уверены: противоречия между сторонами трудовых отношений продолжают усугубляться, выходя на первый план в обществе и становясь уже политической проблемой.

10 лет без прав

Социологические исследования, которые проводились на протяжении последнего десятилетия, наглядно фиксируют постепенное, но верное усугубление ситуации с трудовыми правами рядовых трудящихся. Исследователи ВШЭ, проведя мониторинг и анализ таких исследований, пришли к выводу, что обострение ситуацию между сторонами трудовых отношений особенно часто возникает в периоды экономических потрясений: например, в кризисы 2008-09 и 2014-16 годов. В частности, по данным исследования РАН, на которое ссылаются исследователи, самое серьезное падение наблюдалось на протяжении всего 2014 года. Так, показатель соблюдения ряда главных трудовых гарантий (зарплата, официальное оформление, оплата временной нетрудоспособности по болезни и так далее) в начале года не превышал 57%. Через год он едва превышал 51%, а к началу 2016 года едва превышал 46%.

Впрочем, по данным за октябрь прошлого года, ситуация несколько пошла на поправку, достигнув коэффициента соблюдения трудовых прав в 55%. Однако это лишь средний показатель – общая картина продолжает оставаться неизменной. Так, половине всех трудящихся, а это по меньшей мере 32-35 млн человек, отказано в соблюдении базовых трудовых гарантий, среди которых и нарушение условий выплаты зарплаты, и неоплата сверхурочных, и ряд других правонарушений.

Как повелось, больше всего нарушений на частных предприятиях. Во всяком случае, такой вывод сделали эксперты ВШЭ, поставив степень соблюдения трудового законодательства в зависимость от формы собственности работодателя. В таком разрезе частники всегда выступали в негативном свете, и данное исследование не исключение. Так, каждый третий работник на частном предприятии работает без официального оформления, каждый второй получает «серый» или «черный» оклад, а около 60% не могут добиться полноценного отпуска или оплаты листка нетрудоспособности.

Государство же традиционно куда более совестный работодатель. Однако в отношении этой сферы многое зависит от общей конъюнктуры рынка и экономической ситуации. Исследователи напоминают: больше всего недовольства со стороны работников бюджетных и госучреждений наблюдалось именно в самое тяжелое кризисное время – в сентябре-ноябре 2015 года. Многим в это же время максимально урезали социальные блага. Например, еще в 2013 году сотрудники крупных предприятий утверждали, что дополнительные социальные программы действуют как минимум на 20% предприятий. Сегодня же их численность уменьшилась более чем в два раза, составляя лишь 8%.

Переработки без денег

Экономические проблемы вполне логично отразились на длительности рабочей недели. Однако, вместо того, чтоб сократить ее, в силу имеющихся на предприятиях проблем, кризис, наоборот, удлинил ее. Так. В середине 2014 года средняя длительность составляла около 44 ч, в то время как к концу 2016 года достигла 45,5 ч. Сложно сказать, насколько объективны такие показатели, но почти 60% российских трудящихся работает больше 40 ч в течение 7 дней. Примечательно, что это не предел: каждый восьмой (12%) умудряется проработать больше 60 ч. Сокращенную рабочую неделю, которая меньше 40 ч, имеет лишь каждый десятый. Больше всего переработок имели граждане, проживающие в небольших и моногородах, а также более мелких населенных пунктах. Эксперты объясняют это повышенной зависимостью людей от своих нанимателей – e работников попросту нет выбора.

Впрочем, крупные населенные пункты недалеко, а столица и вообще побила все рекорды. Больше, чем положено в Москве работает около 70% всей рабочей силы. Учитывая такие показатели, эксперты делают неочевидный вывод: в отличие от прошлых лет, нынешний кризис проявил повышенную потребность в труде. Отсюда у экспертов напрашивается еще более резонансный вывод: они считают, что говорить о кризисе 2014-16 годов не приходится, так как судя по повышенному спросу на рабочую силу, экономический спад имел место лишь в отношении потребительских возможностей россиян, не затронув производственный сектор.

Но в это же время повышение нагрузки на работников не отразилось на их трудовых доходах. Так, лишь 30% из тех, кто перерабатывает, получает за это деньги. Впрочем, это лишь средние показатели. Так, в сфере торговли и услуг доплату за переработки получает лишь каждый четвертый (24%) и это при том, что они являют собой самую многочисленную армию трудящихся, превышая общей численностью 7 млн человек. Эксперты связывают это с коммерческой «пропиской» подавляющего большинства представителей отрасли, поэтому и соблюдение трудовых прав тут вещь редкая. Впрочем, бюджетный сектор тоже далеко не всегда оплачивает дополнительную нагрузку. Так, переработки в государственных структурах вознаграждаются лишь в каждом втором случае (45%).

Впрочем, оплату сверхурочных нужно тесно рассматривать с должностью сотрудника. Так, если рядовые работники получают ее в 25% случаев, специалисты с высшим образованием – в 35% случаев, то руководители – в 53% случаев.

Острая проблема

Повышение трудовой нагрузки не нашло своего отражения и на окладах россиян. Нагрузка на работников выросла, что в принципе привело к повышению стоимости одного отработанного часа. Однако как только он вырос, то сразу же был проглочен инфляционными издержками – цены росли гораздо быстрее, чем стоимость труда. Переработки не смогли сохранить не только показатели доходов в усредненном выражении – они, как ни странно, упали даже у тех, кто за свой дополнительный труд получал от работодателя доплаты! Так, оклады таких работников, начиная с середины 2015 года, выросли на 10-12%. Однако это не может компенсировать 23-процентной инфляции, накопленной за кризисное время. Да и потом, как мы уже сказали, компенсирующие выплаты получали чаще не рядовые работники, а руководящий состав предприятий.

Впрочем, причина переработок, скорее в бесправии рабочего персонала, нежели в их желании улучшить свое материальное положение. Все мы прекрасно знаем ситуацию с профсоюзами и позицией частных работодателей, поэтому усиление эксплуататорского поведения представляется весьма очевидным. Это, по мнению исследователей, стало главным кризисным последствием, повлекши за собой переосмысление всей важности конфликта между рабочей силой и нанимателями. Это в частности находит свое отражение и в результатах социологических опросов. Так, за последние 10 лет численность тех, кто считает противостояние между сторонами трудовых отношений одной из главных проблем российского общества, выросло на 30%: раньше так считал каждый шестой, теперь же – каждый четвертый.

В текущем же году количество трудовых конфликтов продолжило расти – социологи отмечают рост минимум на 40-50%. Учитывая это можно говорить не только о сохранении существующих противоречий, но и об их обострении. Наибольшая озабоченность несоблюдением трудовых прав высказывается представителями частного сектора: каждый третий сотрудник частный фирм и компаний считает данную проблему центральной в нынешних условиях. Для сравнения: в бюджетном секторе такой уровень недовольства высказывает лишь каждый пятый.

Рост уровня недовольства среди трудящихся представляется весьма опасным явлением в предвыборный год. Учитывая, что на носу президентские выборы, власть все чаще обращает внимание на социальные проблемы, в том числе и в трудовой сфере. В центре внимания правительства вопросы уравнивания МРОТ и прожиточного минимума, повышения производительности труда, легализации серых зарплат и самозанятых и так далее. Но вот в отношении роста конфликтов между работниками и их работодателями, в отношении повышения напряженности и нарушений трудового законодательства руководство страны не спешит принимать каких-либо мер. Найдет ли это отражение на электоральных настроениях в обществе, покажет время. Но очевидно, что в пользу властей данный фактор работать точно не будет.

Разместить резюме Добавить вакансию