Андрей Себрант
С 2004 г. — работает в «Яндексе».
Директор по маркетингу сервисов «Яндекса».
Занимается вопросами маркетинговой стратегии и тактики компании, аналитикой российского интернет-рынка и конкурентным анализом, координирует деятельность по онлайновому продвижению проектов «Яндекса», участвует в регулярных семинарах по рекламным возможностям «Яндекса», отвечает за представление «Яндекса» на крупных конференциях и семинарах общероссийского масштаба.
В 1977 г. окончил Московский физико-технический институт (МФТИ), факультет «Аэрофизики и космических исследований».
Кандидат физико-математических наук.
Андрей, как стать легендой в Рунете?
Андрей Себрант: Не знаю, не пробовал 😉
Когда вы берёте кого-то на работу, нужны ли вам рекомендации?
А.С. Не нужны, но они бывают иногда полезны на финальных стадиях собеседования, когда уже понятно, что человек по уровню знаний и направлению мысли нам подходит. В рекомендациях на этой стадии важны не отзывы о профессиональных качествах кандидата, а комментарии о его поведении в команде, о личностных качествах: интересно узнать мнения людей, непосредственно работавших с соискателем. Но в любом случае наличие или отсутствие рекомендаций не влияет на окончательное решение — мы больше доверяем своим ощущениям от собеседования.
У вас есть «фишка» в кадровой политике? Каких людей вы набираете в команду и кого никогда не возьмёте на работу?
А.С. Фишкой назвать это сложно, но есть некий подход, который исторически известен как «система физтеха». В МФТИ традиционно на приёмных экзаменах не существовало проходного балла, и решение о зачислении студента принималось в большей степени по результатам собеседования, чем по полученным на экзаменах оценкам (если, конечно, на экзаменах не было двоек). Мы стараемся набирать людей, которые любят и умеют думать, которым нравится учиться, а не тех, кто просто обладает набором знаний. Очень важна и склонность к командной работе. Отсюда и список свойств, которые помешают стать членом нашей команды: нежелание использовать мозг, отсутствие воображения и чувства юмора в этом списке находятся на лидирующих позициях.
Обязательно ли выполнять тестовые задания, чтобы служба персонала «Яндекса» обратила внимание на соискателя?
А.С. Да, без результатов тестового задания говорить чаще всего не о чем 😉 Но это решение не службы персонала — результаты теста обязательно изучает тот, кто вывесил вакансию, т.е. тот, кто непосредственно ищет сотрудника (этот же человек является всегда и автором вопросов в тестовом задании). В наших тестах часто не существует заранее известного правильного ответа, поэтому только специалист может оценить, насколько интересен ход мысли отвечающего. И решение, позвать ли человека на собеседование, принимает тоже его будущий потенциальный руководитель, а сотрудники службы персонала являются лишь советчиками.
Что важнее для сотрудника: опыт или потенциал?
А.С. В большинстве случаев потенциал важнее. Но при полном отсутствии опыта оценить потенциал тяжело, так что некоторый опыт, не обязательно совсем профильный, всё-таки желателен.
Есть ли у вас в планах инновационные проекты, которыми «Яндекс» сможет удивить интернет-общественность?
А.С. Я очень не люблю затасканное в последнее время слово «инновационный» 😉 Да и удивлять — не самая важная функция массового сервиса. Но, конечно, мы планируем и активно готовим проекты, которые — мы надеемся — порадуют миллионы наших пользователей. Вот прямо сейчас, когда я отвечаю на ваши вопросы, мы открываем для пользователей сервис Яндекс.Музыка. Не чтобы удивлялись, а чтобы слушали и радовались 😉
Что бы вы посоветовали маркетологам, которые хотят уйти из офлайна работать в онлайн, неопытным, но целеустремленным?
А.С. В первую очередь — поучиться работать с большими массивами данных, совершенствовать свои навыки работы с разными количественными методами, общую математическую культуру. Маркетинг в онлайне с точки зрения идей и задач остается всё тем же маркетингом, что и везде. Но здесь намного больше различных измерений, метрик, разнообразных цифр; в онлайне необходимо уметь планировать и грамотно проводить эксперименты. Интернет-маркетинг в большей степени, чем традиционный маркетинг, является экспериментальной наукой, основанной на количественных измерениях.
Какие амбициозные задачи стоят сейчас перед вами как перед директором по маркетингу?
А.С. По большому счёту, таких задач две. Первая: понять, как наши сегодняшние преимущества правильно использовать для того, чтобы сохранить лидерство послезавтра, т.е. в чём будет состоять будущее счастье пользователя, о котором сегодня он, возможно, даже и не догадывается. Вторая: выстроить такую структуру маркетинга в компании и так обучить сотрудников, чтобы они могли успешно решить первую задачу, даже если вдруг мне завтра на голову упадёт кирпич 😉
Есть ли у вас мечта?
А.С. Конечно, и не одна 😉 Но настоящие мечты не стоит публично формулировать.
Как вы считаете, на кого в Рунете нужно равняться? И стоит ли «создавать себе кумиров»?
А.С. Равняться на кого-то вряд ли стоит в любой деятельности, как и создавать себе кумиров. А вот учиться разному у разных людей всегда полезно, так что разумней находить себе учителей.
В «Моём Круге» у вас написано «Не люблю писать глупости». А о чём вам интересно писать?
А.С. О людях и дорогах — во всех смыслах второго слова.
Много ли у вас друзей и кто они — ваши коллеги или старые школьные приятели, однокурсники?
А.С. Настоящих друзей много не бывает. Ближний круг — это хорошие люди, которых встретил на разных дорогах жизни, а также коллеги в «Яндексе» и с прежних мест работы.
Вы считаете себя конфликтным человеком? Как работается вашим сотрудникам с вами?
А.С. Увы, да, я человек, мягко говоря, резкий. Сотрудников лучше самих спросить, я за них не скажу — но подозреваю, что им со мной часто бывает непросто. Надеюсь, что при этом хотя бы интересно.
Как вы мотивируете персонал?
А.С. В первую очередь тем, что работа им в кайф. И с точки зрения задач, и с точки зрения человеческого окружения, и с точки зрения рабочего места и атмосферы на нём.
Что для вас значит понятие «успех»? И чем вам приходится жертвовать ради достижения целей?
А.С. Успех — это когда от сделанного испытываешь неподдельное счастье. Жертвовать — не знаю, я не рассматриваю свою работу как приношение жертвы.
Чем занимаетесь в свободное время?
А.С. Когда такого времени большой кусок выпадает — путешествия в дальние края. Когда кусочек маленький — покататься на велосипеде, на горных лыжах, просто до какой-нибудь природы добраться.
Как вы думаете, что сейчас перспективно для инвестирования?
А.С. Не берусь сказать, инвестирование — это очень специальная наука на грани искусства, я никогда ей не занимался.
Вопрос, который мы задаём всем героям рубрики: хотели бы вы, как человек добившийся многого, от чего-то предостеречь молодых карьеристов?
А.С. По моему жизненному опыту, люди, рассматривающие карьеру как самоцель, в итоге оказываются глубоко несчастны. Кто в итоге спивается, кто ударяется в дауншифтинг, кто не вылезает из кабинетов психоаналитиков. Работа должна быть сильно в кайф сама по себе — ищите себе такую, чтобы потом не страдать 😉
«Как утекают пользователи?» — этот вопрос задают себе многие специалисты в области маркетинга и юзабилити. Ответ на него даст Андрей Себрант. 7 октября Андрей выступит на Четвертой конференции User Experience Russia 2010 с докладом: «Churn rate крупным планом, или Как утекают пользователи».
Материал проекта Карьерист.ру
Публикации могут быть воспроизведены только со ссылкой на Карьерист.ру (www.careerist.ru).
Разместить резюме Добавить вакансию