Александр Кушнир
Генеральный директор музыкально-информационного агентства «Кушнир Продакшн», музыкальный журналист, писатель, преподаватель.
Возраст: 46 лет.
Родился в Москве.
Окончил механико-математический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова.
С 1989 г. занимается организацией рок-фестиваля «Индюшата».
С 1996 г. вёл PR-сопровождение таких групп, как «Мумий Тролль», Земфира, «Танцы минус», «Гости из будущего», «Ночные снайперы» и др.
В 1999 г. открыл музыкально-информационное агентство «Кушнир Продакшн».
Автор книг «Золотое подполье» (полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата с 1967 по 1994 гг.), «Правда о Мумиях и Троллях», «100 магнитоальбомов советского рока», «Введение в наутилусоведение», «Хедлайнеры» и «Аквариум: сны о чём-то большем».
Преподает на продюсерском факультете ГУУ (курс «PR и медиапланирование в шоу-бизнесе»).
Александр, вы всегда хотели заниматься PR?
Александр Кушнир: Начнём с того, что я пошёл по стопам родителей — закончил мехмат. Учёбу совмещал с работой тренера по настольному теннису в университете и преподавал векторную математику в школе. Параллельно подрабатывал репетиторством. Я тогда не знал, что занимаюсь пиаром — какой сделать дизайн объявлений, какой написать текст, где его разместить. Я разработал особую методику: приклеивать объявление так, чтобы оно висело на уровне глаз. До этого нужно было додуматься — многие дураки вешали слишком высоко.
Второй этап начался во времена резервации рок-н-ролла. Я публиковался в изданиях — от глухого андеграунда до престижного Moscow Guardian, выходившего в издательстве «Коммерсант». Тогда же, в 94-м, написал свою первую книгу «Золотое подполье». Поэтому третий период связан именно с ней. Когда напечатали тираж, я попытался найти людей, которые бы устроили пресс-конференцию. Не нашёл.
Еще древние китайцы говорили: если нет книги, которую хочешь прочитать, напиши её. Если нет человека, который мог бы провести презентацию, проведи сам. У меня был опыт организации парочки пресс-конференций. Одну из них, кстати, помню очень хорошо. Место действия — модный клуб «Манхеттен-экспресс», который располагался в здании гостиницы «Россия». Друзья попросили провести конференцию «Воплей Видоплясова» — вышел их первый компакт-диск «Страна грёз». Правда, с лёгким опозданием лет на восемь-десять. Напоминаю, на дворе 1994 г. Мы подогнали журналистов. Это, конечно, был цирк. Представьте себе, сидит группа: Олег Скрипка, Шура Пипа и два француза. Я с огромным боем выбиваю коробку дисков для журналистов со словами «Это промоматериал». Репортёры не поверили своему счастью: а) почему бесплатно? б) для чего это? Всё равно дома не послушаешь — в то время ни у кого ещё не было компакт-проигрывателей. Весь кайф заключался в том, что тогда не существовало правил — на пресс-конференции вопросы задавали фотографы! Потому что им было интересно. Затем в моей жизни появились «Мумий тролль» и Земфира. К кому им было идти? Ко мне. Я был лётчиком-испытателем, только парил в небе один и без шлема — не с кем было посоветоваться. В такие моменты всегда говорил себе: ввяжемся в драку, а там посмотрим. Таков мой путь — от преподавателя математики до генерального директора «Кушнир Продакшн».
Вы живёте в напряжённом графике: вечером — организация концертов, утром — встречи и переговоры. Как всё успеваете?
А.К. У меня сейчас такой период — я полностью погрузился в свою новую книгу. Работа над ней требует полной концентрации. Я пишу о гениальном музыканте, дирижёре, авторе музыки к кинофильмам, актёре, политическом деятеле, талантливейшем манипуляторе и очень ранимом человеке — Сергее Курёхине. Он основатель группы «Поп-механика», был клавишником «Аквариума», сыграл в первом альбоме «Алисы», а с Виктором Цоем в качестве продюсера записал «Начальника Камчатки». О Курёхине можно долго рассказывать. Рабочее название книги — «Сергей Курёхин: безумная механика русского рока». Откровенно говоря, в период работы над ней все события разворачиваются как в полусне. Я собираю материал для книги уже год: взял больше ста интервью. Сегодня исследовательская часть практически завершена, и я начинаю писать.
Вы работаете с большими объёмами информации. Как всё систематизируете?
А.К. Тут без мехмата не обойтись. Потом, извините, существуют ежедневники, заметки в телефоне, которыми… не пользуюсь. Я просто рисую в голове солнышко, от которого лучи идут по бокам и вниз. В конце этих лучей ставлю стрелочки — получаются директории. Потом разбрасываю дела по ним. Директорий может быть от трёх до пятидесяти.
То есть держите все дела в голове?
А.К. За два часа до интервью я был на переговорах с заказчиками. В беседе с ними упомянул одну деталь, о которой мы говорили на прошлой встрече два месяца назад. Они сползли с кресел и спросили: «Ты специально готовился?» Я просто запомнил, что происходило два месяца назад. Никогда не задумывался о способах систематизации. Мне кажется, я тащу повозку, которая тяжелее, чем мог бы вывезти. Но мне легко, даже когда она прыгает по ухабам. Журналисты, берущие интервью по бизнес-направлению, поражаются тому, что для меня хобби может быть работой, а работа — хобби. Не считаю зазорным, засыпая, думать об одном из тех лучиков, что я «начертил» в голове. Часто мне снится какая-то сильная идея, я просыпаюсь, включаю компьютер и записываю мысли. Поэтому могу объяснить всё сказанное выше одним словом — органичность.
Вы известный любитель «телег». Какие байки про себя рассказываете?
А.К. Всё, что я рассказываю — «телеги». Нет, я не любитель «телег». Есть люди, которые делают это на порядок лучше меня. Я люблю заплывать в забытье. Однажды у меня захотел взять интервью один крупный портал. Перед беседой спросил у своей девушки: «Ты знаешь, что такое «Зелёный концерт»?». Она не знала. «Это последний концерт, на котором музыканты сходят с ума. Хочешь, я сегодня дам «зелёное интервью»? Интервью, где не будет ни слова правды». Она не поверила. Мы поспорили.
Первое, что я сказал: «Моим первым местом работы была тюрьма», и выразительно посмотрел на журналиста. Понятно, как у неё изменилось выражение лица. В таком духе я проговорил полтора часа. У этой истории было красивое продолжение. Спустя два дня после беседы раздался звонок — главный редактор журнала «Деловые люди» спросил: «У нас бартерные отношения с этим порталом. Мы закрываем номер, поэтому хотим опубликовать ваше интервью на 8 полос. Без купюр. Как вы к этому отнесётесь?». Я ответил: «Нормально, но без купюр». Через месяц весь этот весёлый бред вышел в солидном издании.
C какими звёздами вы бы хотели работать, а с какими — никогда и ни за что?
А.К. Хотелось бы работать со звёздами, которые делают что-то новое. Но тут возникает противоречие: России не нужна новая музыка. Наши устоявшиеся звёзды редко переключаются и меняются. Они нашли свой конек — и всё. Как-то раз в агентство пришла сильно полузабытая Наталья Гулькина. Много лет назад ходили слухи о том, что первые два альбома «Миража» спела не Гулькина, а Маргарита Суханкина. Правды никто не знал. И я задал Наталье вопрос, сейчас по прошествии лет удивляюсь, как он родился: «А ты с Суханкиной в каких отношениях?». Гулькина сказала, что они незнакомы. Я посоветовал ей познакомиться. Об этом не пишут: спустя полгода Гулькина и Суханкина играют около 30 концертов в месяц. Никто не задумывается, что их совместные выступления начались с вопроса в моём кабинете за чашкой чая.
Если нет новых групп, чего сидеть и ныть? Создавайте сами. Я не смотрю: ах, ох, какая у продюсера А классная артистка, какая у продюсера Б крутая группа. Я пересматриваю все промо и демо, что плывут в руки. Езжу на фестивали в другие города. Организую полуальтернативный фестиваль «Индюшата», на котором люди действительно создают что-то новое без учёта требований музыкальной индустрии. Когда артист приходит в агентство — неважно знаменит он или нет — я просто слушаю, и если понимаю, что с этим можно сделать, обсуждаю с командой ходы и говорю «Да». Артистов всегда смущает, что я выдвигаю конкретные условия — не собираюсь торговаться. Не боюсь потерять любого из них — придут другие. За неполные 12 лет существования «Кушнир Продакшн» не было случая, чтобы мы кому-нибудь звонили и предложили поработать.
Каким новым проектом вы гордитесь? Таней Зыкиной?
Мы так много говорим о музыке. Какую музыку вы любите слушать сами?
А.К. Слушаю довольно эклектичную музыку: агрессивную электронику, рок, который развивает традиции психоделического, я бы сказал животного рока 60-х. Люблю эпоху середины 90-х — то, что называют брит-попом: Oasis, Sweet, Blur, Sleeper. Сейчас слежу за сольными карьерами Лиэма и Ноэля Галлахеров. Слушаю музыку, которая заводит стадионы, и ту, что «дышит» креативом. У Леди Гаги, к примеру, креатив начинается с пиара «Я пишу новые песни под новые платья». Иногда меня уносит в какой-нибудь декаданс. Люблю разную музыку: Music, Archive, The Leather Society, Cat Power — не понимаю, почему про эти группы никто не знает.
Музыкально-информационное агентство «Кушнир Продакшн» существует почти 12 лет. Возникшие агентства после вас либо исчезли, либо остались в тени. Как вы «убираете» конкурентов?
А.К. Были ситуации, о которых бы другой человек сказал бы, что не любит вспоминать, а я люблю. Раз в пару лет мои новоиспечённые звёздные сотрудники пытаются делать что-то сами. Могу рассказать, почему у них ничего не получится. Им несложно найти адреса и контакты артистов, с которыми мы работали полтора — два года и по каким-то причинам перестали сотрудничать. Поскольку наши люди любят всё дешёвое, то ведутся на сумму, которая в три-четыре раза меньше: «О, как дёшево! А пиарщики прошли школу Кушнира». Школа Кушнира — это бренд, да. Но делая скидку, «новые» агентства занимаются распродажей гнилых арбузов. Потом люди, которые их купили, неделю мучаются от боли в животе.
Дальше начинающим бизнесменам нужны три вещи, необходимые для успеха: любовь к музыке и жизни, и за ними должна стоять легенда, которая порой может переходить в миф или некий бэкграунд. Когда я создавал «Кушнир Продакшн», я был известен — написал несколько книг, провел фестивали, раскрутил группы, которые более-менее успешно продвигались на музыкальной арене. Гипотетические конкуренты могут любить артистов, но почему-то удержать это чувство им не удаётся. Значит, что-то не так делают.
Хотя, думаю, конкуренция меня бы здорово подстёгивала. Когда я решил написать книгу о Курёхине, появилась недостоверная информация, что ещё один неплохой автор получил заказ на эту же тему. Мне стало дико интересно — а как получится у него? Конкуренция держит в тонусе. Я был бы рад ей.
Вы довольно необычно проводите собеседования. Во-первых, они коллективные. Во-вторых, психологические — вы создаёте для соискателей стрессовые ситуации, например, придумать тост на корпоративе или презентовать соседа и убедить вас взять последнего на работу. Что вам дают подобные интервью? Такой формат сами придумали?
А.К. Горжусь дико, что всё придумал сам. На мои собеседования даже полуподпольные миллионеры и парочка олигархов приходили — учиться. К сожалению, всё происходит не от хорошей жизни. Я помню, в клубе ЦСКА играл полузащитник Гусев. Он был настолько неплох, что на его место долго не искали второго человека. И Гусев перестал расти. Когда появился хорват Красич, всё быстро закончилось: Гусев сломался и сейчас заканчивает карьеру в днепропетровском «Днепре». Такая же история происходит с моими сотрудниками. Без конкуренции они расслабляются. Я могу ежедневно собирать планёрки и говорить о самообразовании, однако мало что изменится. Раз в месяц в агентство приходит минимум сотня резюме, из которых отбираю 20. Интересно не само собеседование, а то, что происходит за дверью. Сотрудники понимают, что из двадцати новых людей выберут двух, как в футбольном клубе — на одну позицию возьмут двух Гусевых. Это их стимулирует.
На самом собеседовании мне хочется получить представления о соискателях. К примеру, могу задать такой вопрос: мы сейчас находимся в Детройте, перед нами группа «Мумий тролль», о которой ни один нормальный дейтройтовский журналист не знает. Сегодня пресс-конференция, а завтра концерт. Как сделать так, чтобы они её полюбили? Представьте группу в течение двух минут. Ничего сверхумного не придумываю. Просто беру ситуации из жизни. Зачем PR-агентству сотрудники, которые не могут сказать тост? Пиарщик должен складно и красиво говорить. И важно — не ЧТО он рассказывает, а КАК это делает. Однако интервью с потенциальными сотрудниками — лишь вершина айсберга. Самое интересное происходит на двухнедельной стажировке и на испытательном сроке.
Какими ещё качествами должен обладать соискатель, чтобы поразить Александра Кушнира?
А.К. Поразить Кушнира можно красивыми глазами. Я бы сказал иначе, какие качества нужны, чтобы стать полноценным пиарщиком. В нём должны быть зачатки продавца, ему не важно, чем он торгует — пылесосами или стиральными машинами, компьютерами или артистами. Пиарщик может не иметь представления о стиральных машинах, но он должен любить их и стремиться узнать о них больше разработчиков и маркетологов. В общем, этот человек должен любить жизнь, музыку, людей, артистов… Важна и внешность. Но зачастую она ничего не решает. Бывает сотрудник с антивнешностью, но с такими мозгами…
Текучка кадров — это знакомо «Кушнир Продакшн»? Что вы делаете, чтобы удержать ценных сотрудников?
А.К. Сенсационное признание — я, наверное, плохой руководитель. Потому что особенно ничего не делаю. Мы сейчас сидим в ресторане, в котором я заседаю последние лет семь. Когда возвращаюсь из отпуска, не узнаю это кафе: не остаётся знакомых официантов. Я понял ещё на стыке 90—2000-х годов, что текучка стала формой жизни. Это наши папы и мамы по 20 лет работали на одном месте. Единственное, что делаю, — не мешаю людям реализовывать глупости. В этом плане я спокойный. Могу рассказать, как я прощаюсь с людьми. Если сотрудник повторяет свои косяки даже после беседы со мной, прощаюсь с ним секунд за сорок: «Я хотел поблагодарить за совместную работу. Давай обсудим, как нам с тобой нормально расстаться». Всё. Кто-то плачет. Не хотят уходить.
Вы довольно часто негативно отзываетесь о журналистах. Чем они вам не угодили?
А.К. Такое отношение к журналистам — скорее элемент игры. Мы делаем одно дело, я отношусь к ним с теплотой. Понимаю, как им нелегко. Я бурчу. Выглядит противоречиво, но это правда.
В одном интервью вы сказали, что самое счастливое время — раскрутка Земфиры и Петкуна. Что вам сейчас нужно для счастья?
А.К. Это старое интервью. Честно когда-то отвечал на вопросы — что тут сказать. Недавно была такая ситуация: люди, с которыми я хотел сделать интервью для книги о Курёхине, категорически отказывались. Пришлось провести серию многоходовых комбинаций. Наконец мне пришла sms от моих редакторов, что они готовы поговорить. В ответ написал: «О! Я самый счастливый человек на свете». Потом подумал, что жизнь многомерна и переписал: «О! Я самый счастливый человек (на Свете)». Редакторы долго смеялись. Хотя никакой Светы в природе не существует. Не люблю этот пафос про счастье. Да, я счастливый человек на Свете — как хотите, так и понимайте.
Какие бы советы вы дали начинающим пиарщикам?
А.К. Живёт такой талантливый саксофонист, который играл с Владимиром Чекасиным, группой «Аквариум» и Сергеем Курёхиным — Игорь Бутман. В какой-то момент Курёхин сказал ему: «У тебя хороший звук, но тебе надо в жизни что-то пережить, чтобы нерв появился». Не надо бояться неудач. Нужно анализировать, почему они произошли. А советы следующие: в начале делай, потом думай; ввяжемся в драку, а там посмотрим; если десять людей тебе советует сделать так, поступи по-другому; не забывай учиться на чужих ошибках. И последнее — всегда будь самим собой, делай то, что нравится. Рано или поздно всё получится.
Материал проекта Карьерист.ру
Автор: Ольга Гриневич
Публикации могут быть воспроизведены только со ссылкой на Карьерист.ру (www.careerist.ru).
Разместить резюме Добавить вакансию