Проблемы российской пенсионной системы продолжают накапливаться и разрастаться, чего не скрывают и сами чиновники. Они носят как количественный, так и качественный характер. Так, из-за сложной демографической ситуации растет число пенсионеров по отношению к числу трудящихся – за последние 8 лет этот коэффициент снизился с 1,65 до 1,5 занятых на 1 старика. Но даже когда трудящихся больше, отчисляемых на них страховых взносов все равно недостаточно для полноценного обеспечения пенсионеров. Так, дефицит Пенсионной системы в этом году превышает 2 трлн рублей, хотя еще в 2010 не превышал и 1 трлн.
Все это ложится огромной нагрузкой на федеральный бюджет, за счет которого и компенсируются недостающие средства. По причине недостатка средств не удается адекватно поднимать пенсии старикам – средние выплаты по стране составляют 13,7 тыс. рублей. Хотя в регионах не составит труда найти пенсионеров, получающих 7-8 тыс. рублей – таковых большинство. Сложная ситуация и с индексациями пенсий на размер инфляции, возобновили которые лишь с этого года, да и то не всем – работающие пенсионеры такого повышения не получают. А чего стоят замороженные пенсионные накопления… И это еще далеко не все. В контексте этого в правительстве остро встал вопрос проведения пенсионной реформы, которая должна коснуться совершенно разных метрик пенсионной системы. Основываясь на заявлениях чиновников, Карьерист.ру выделил 6 основных направлений пенсионной реформы, которые могут ожидать россиян.
1. Сокращение страховых взносов
Еще в начале весны глава Минфина Антон Силуанов предложил оптимальный, по его мнению, вариант налогового маневра: для перераспределения средств в бюджете, нужно повысить ставку налога на добавленную стоимость до 22%, понизив совокупный размер страховых взносов до тех же 22% (22/22). Такое предложение было оправдано тем, что при повышении страховых взносов в России растет теневой сектор, следовательно, при их сокращении, теневой сектор должен уменьшиться. Кроме того, Силуанов предлагал сделать страховой платеж единым, тем самым упростив его уплату для бизнеса. Правда, за счет чего компенсировать выпадающие доходы внебюджетных фондов, чиновник не уточнил – очевидно, это бы легло дополнительным грузом на федеральный бюджет, дефицит которого и так огромен.
Отметим, что сегодня совокупный размер страховых взносов составляет 30%, где 22% — это взносы в пенсионную систему. Таким образом, снижение ставки взносов не смогло бы не отразиться на пенсионных поступлениях. Но негатив есть не только для объема поступлений, но и для каждого россиянина в частности. Так, объем перечисленных за каждого работника средств копится в ПФР на его личном счету в форме пенсионных баллов. Чем больше перечислено, тем больше будет получено баллов, а следовательно – тем выше будет пенсия. Сокращение объема социальных взносов, соответственно, приведет к сокращению баллов, которые трудящиеся смогут накопить на старость, а следовательно – пенсия будет ниже. И хоть профсоюзы и социальный блок правительства выступили против, про отказ от маневра «22/22» пока не сообщалось.
2. Накопления по ИПК
Еще одна идея Министерства финансов, разработанная совместно с Центробанком – модель Индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на замену накопительной пенсии, замороженной на протяжении последних нескольких лет. Так, если раньше пенсионные накопления формировались за счет части страховых взносов, то сегодня чиновники поняли, что это «уж слишком социально», и предложили гражданам копить на пенсию из собственных трудовых доходов. Причем формировать такие накопления предлагается абсолютно всем официально работающим россиянам якобы совершенно добровольно. Однако добровольность данной системы вызывает откровенные сомнения у экспертов.
Во-первых, потому что всех трудящихся россиян планируется подключить к системе автоматически – предполагается, что мнение граждан учитывать не будет. Во-вторых, ставка отчислений будет автоматически списываться с зарплатной карты на накопительный счет наподобие НДФЛ, при этом сама ставка будет постоянно расти год от года. Размер отчислений стартует от 0-1% в первый год и будет доходить до 6% трудового дохода. В-третьих, для отключения от системы тем, кто не хочет копить себе на старость, придется написать соответствующее заявление. Куда его подавать – пока не известно, но готовность концепции не вызывает сомнений: эксперты уверены, что система может заработать уже с 2019 года. Хотя, заинтересованность населения, имеющего и так маленькие зарплаты, откровенно говоря, вызывает сомнения не только у экспертов.
3. Налоговые стимулы
Предвидя низкую популярность накопительной системы среди населения и отсутствие желания отдавать часть зарплаты на сомнительные накопления, в Минэке придумали специальные налоговые стимулы. Мол, копите по 10% зарплаты – НДФЛ снижается до 10%; копите 2-4% зарплаты – НДФЛ остается 13%; не копите вообще – НДФЛ растет до 15%. Был и другой вариант, разработанный авторами системы ИПК, по которому налоговый вычет предлагалось сделать равнозначным ставке пенсионных накоплений в пределах 6%. То есть, откладывая 6% зарплаты на пенсию, НДФЛ составил бы лишь 7%. Аналогичный вычет, кстати, предлагалось предоставлять не только самим застрахованным, но и гражданам, которые будут откладывать в его пользу, например, для родственников. Более того, вычет по налогу на прибыль даже думали предоставить и работодателям тех работников, которые откладывали бы на пенсию, но от этой идеи было решено отказаться.
Тем не менее от общей идеи стимулирования работодателей пока не отходили, так как без их поддержки обеспечить массовость системы ИПК не удастся физически. Однако даже при поддержке со стороны бизнеса, трудно представить, что налоговые льготы смогут стимулировать работников с низкими доходами. Таких людей можно стимулировать лишь при помощи софинансирования накоплений со стороны государства. И такие идеи тоже уже имели место.
4. Софинансирование накоплений
Родились они у представителей Ассоциации НПФ в качестве своего варианта стимулирования будущих пенсионеров создавать собственные накопления. Идея НПФ состоит в том, что государство должно параллельно софинансировать накопления в размере 50% от вложений граждан. Например, если работник откладывает 6%, то из бюджета ему дополнительно выделяется еще 3%. Интерес негосударственных фондов в данном случае весьма понятен, учитывая, что исключительно они должны стать администраторами ИПК. Однако едва ли государство в современных условиях согласится на такие шаги. Тем более что подобная программа софинансирования уже работает в России, но набор участников в нее окончен.
Так, до начала 2015 года велся набор в программу государственного софинансирования пенсий под названием «1000 на 1000». Эта уникальная программа призвана повысить пенсии российских пенсионеров за счет дополнительных совместных накоплений. Суть ее в том, что граждане перечисляют на специально созданный счет средства, которые государство гарантирует удвоить, но в пределах 12 тыс. рублей в год. То есть, перечисляя в год 2 тыс. рублей, можно рассчитывать на 2 тыс. рублей от государства; перечисляя 12 тыс. рублей, общая сумма накоплений достигала 24 тыс. рублей. И такие шаги имели смысл – на конец 2014 года участниками программы считались почти 16 млн человек.
5. Трансформация пенсии в пособие
Параллельно экспертное сообщество уже давно обсуждает идею постепенной трансформации пенсий в некие пособия по бедности и инвалидности. Эту идею, в частности, неоднократно высказывал ректор РАНХиГС Владимир Мау. По его мнению, пенсию необходимо назначать исходя из критерия нуждаемости – чем больше человеку нужно денег, тем больше ему нужно платить. При этом основная масса пенсионеров должна иметь либо собственные накопления, либо содержаться за счет детей и родственников. Эту же идею поддержал и Антон Силуанов, отметив, что такой подход высвободит средства для медицины и образования. В случае принятия такой модели, она в корне бы изменила страховую систему. И такая система в ближайшие годы действительно может быть утверждена, считает Мау. Однако в таком случае едва ли пенсия будет превышать размер прожиточного минимума. В противном случае повышение пенсионного возраста в целях экономии представляется неизбежным.
6. Повышение пенсионного возраста
Впрочем, тема повышения пенсионного возраста активно обсуждается и без контекста трансформации пенсий в социальные пособия. Например, для федеральных госслужащих ценз уже и так был поднят. В отдельных регионах также приняты местные нормативные акты, повышающие пенсионный возраст для региональных и муниципальных служащих. До обычных россиян дело пока не дошло, но активное обсуждение этого вопроса делает актуальность темы повышения пенсионного возраста очевидной. Эксперты уверены, что от слов к действиям чиновники перейдут после президентских выборов, назначенных на весну 2018 года. А первое повышение ожидается уже с 2019 года.
Предлагаемые модели повышения отличаются друг от друга. Наиболее вероятным считается повышение для женщин до 63 лет, для мужчин – до 65 лет. По второму сценарию пенсионный возраст должен быть уравнен без гендерного разделения до 63 лет. Напомним, что сегодня по общему правилу возрастной ценз выхода на пенсию составляет 55 и 60 лет соответственно.
Разместить резюме Добавить вакансию