Начиная с осени 2016 года, российская общественность активно обсуждает новую концепцию индивидуальных пенсионных накоплений (ИПК), за разработку которой взялись Министерство финансов и Центробанк. К началу декабря были представлены основные параметры новой системы: размер добровольных отчислений из зарплаты должен составлять от 0 до 6%, подключение к ней должно быть автоматическим, работодатели, как и сами работники, должны были получить налоговые льготы, а ранее накопленные в рамках пенсионной накопительной системы средства, которые сегодня заморожены, должны были быть трансформированы в пенсионные баллы.
В социальном блоке правительства имелись претензии относительно основных параметров системы, и, судя по всему, некоторые из них были учтены. Два основных изменения касаются налоговых льгот и так называемых «молчунов» – граждан, которые предпочтут отмолчаться относительно ставки отчислений и самого факта их перевода из замороженной системы накоплений в ИПК.
Стоимость баллов не снизится
Но социальный блок правительства не поддержал эту идею, отметив, что такая трансформация «деньги-баллы» несправедлива, произойдет по заниженной стоимости страховых баллов и в итоге разбалансирует всю систему. С этой позицией в Минфине согласились, и сегодня там уже считают, что концепция требует корректировки. Дабы избежать занижения оценки страховых баллов отмолчавшихся россиян-клиентов ВЭБ, их решили приравнять к участникам НПФов и автоматически включать их к ИПК, переводя средства в негосударственные фонды, правда, не уточнили в какие. В баллы будут конвертировать лишь деньги тех, кто официально откажется от ИПК, что можно будет сделать лишь путем подачи соответствующего заявления. По мнению Моисеева, это предоставляет гражданам право выбора, копить в деньгах или баллах, но тех, кто выберет баллы, будет немного.
Но, интересно, что главное замечание социального блока касалось как раз автоматического включения граждан в новую систему – в Минтруде, например, уже не раз говорили, что это дискриминирует застрахованных будущих пенсионеров. И этот параметр менять никто не планирует, что очередной раз подтвердил заместитель министра финансов. Но взамен Минфин готов пойти на уступки в других вопросах, например, в налоговых льготах.
Льготы будут, но не на взносах
Одной из главных претензий социального блока выступали налоговые льготы, которые разработчики реформы планировали ввести в качестве мотивации, за счет экономии на отчислениях во внебюджетные фонды (для работодателей) и уплате НДФЛ (для будущих пенсионеров). В ПФР, как и в других ведомствах, уверены, что это приведет к еще большему росту дефицита бюджетов, который придется восполнять из федерального «кошелька». Эта мысль также нашла поддержку в Минфине – там даже подсчитали, что потери только ПФР и ФОМС составят 40 млрд, а сегодня и цифра выросла уже до 60 млрд рублей. Но, так как отказываться от льгот нельзя, теперь их планируют реализовать за счет других платежей. Каких конкретно – замминистра предпочел не уточнять, ссылаясь на процесс проведения расчетов.
Однако расчет на пассивность граждан может и не сработать, так как это будет прямо касаться их ежемесячного дохода, из которого государство планирует забирать определенную часть в систему, которую оно называет якобы добровольной. Учитывая уровень доверия россиян к государственным инициативам, уровень сохранности денег в финансовых структурах и судьбу накопительной системы, которая уже несколько лет заморожена, многие предрекают массовый выход застрахованных граждан из созданной в будущем ИПК. В итоге это грозит разбалансировкой всей пенсионной системы, утверждает Татьяна Омельчук из НИФИ.
Что конкретно из этого всего выйдет, можно будет предугадать лишь из новых параметров, которые будут представлены Минфином уже в скором будущем. Пока каких-либо конкретных данных нет даже у оппонентов из Минтруда и ПФР, но ясно одно – широкого и «горячего» обсуждения новой системы ИПК не избежать.
Статья основана на материалах izvestia.ru
Разместить резюме Добавить вакансию