Как все мы помним, с начала 2017 года в России, в качестве одной из «революционных» мер легализации рынка труда, для самозанятых граждан, самостоятельно заявивших о себе налоговым органам, были введены двухлетние налоговые каникулы. Изначально планировалось включить в данную программу большинство самозанятых России – количество таковых, нелегально трудящихся на черном и сером рынке труда, было оценено в 15-22 млн человек. Однако с легкой руки Минфина, для начала решили ограничиться лишь тремя категориями – нянями, репетиторами и домработницами.
На что рассчитывали инициаторы такого ограничения – непонятно, но вполне закономерными стали итоги первого полугодия работы программы: в налоговых органах зарегистрировались лишь 213 человек… Впрочем, результаты очень даже нескромные, если учитывать, что за первые 3 месяца налоговых каникул регистрацию прошли лишь 40 человек, 13 из которых были иностранцами. Больше всего поразила столица – с населением в 12 млн человек, уведомления о себе направили 4 самозанятых: 1 репетитор, 1 няня и 2 домработника. Почему самозанятые не хотят выходить из тени?
Не дали результатов
На очередных парламентских слушаниях, прошедших 18 июля, глава Счетной палаты Татьяна Голикова сообщила, что за первое полугодие Федеральная налоговая служба получила лишь 213 уведомлений от граждан, возжелавших зарегистрировать себя в качестве самозанятых работников. В контексте таких цифр, чиновница сделала весьма очевидный вывод – по ее мнению, действующий сегодня нормативы дают ощутимого результата. Законодательные инициативы, направленные на добровольную регистрацию россиян, не желающих получать статус ИП, фактически не работают, а если и работают, то далеко не так, как ожидалось. Вместе с этим, как сообщает «Коммерсант», Голикова отметила, что расходы государства на неработающее население, в частности, на финансирование Фонда ОМС, растут. Хотя ранее ожидалось, что данные расходы, в силу введения налоговых каникул, должны снизиться.
С другой стороны, каких результатов можно было ожидать от «тестовой версии» – министр труда Максим Топилин неоднократно называл разработанный правительством правовой механизм пробным, то есть призванным тестировать систему?! Правда, по субъективному мнению редакции Аналитического центра, для экспериментов были выбраны далеко не самые удачные категории самозанятых работников. Нам куда больше импонирует позиция Минэкономразвития, которое изначально настаивало на расширении освобождаемых от налогов видов деятельности. Или изначальном применении совершенно других, более массовых категорий, например, парикмахеров, специалистов по ремонту, сантехников.
Чтоб осуществлять учет самозанятых, налоговики даже планировали создать специальный реестр, однако необходимость в нем, очевидно, пока отпала. Кроме того, законом до сих пор нормативно не урегулировано понятие самозанятых. В начале года в Минюсте уже попытались дать формулировку, назвав самозанятыми всех тех, кто получает систематический доход от личного трудового участия, оказывая услуги и выполняя работы, не требующие дополнительного привлечения рабочей силы. Итоговый правовой статус определили, однако конкретного закона никто так и не принял. Откровенно говоря, учитывая условия, сформированные нормативно-правовым актом, устанавливающим налоговый пряник, странно, что вообще кто-то из нянь и репетиторов заявил о себе.
Так, освобожденные от налогов няни «освобождаются» также и от формирования прав на пенсию на этот период. По окончании каникул, начиная с 2019 года, не предусмотрено каких-либо переходных положений – налоговое давление упадет на них тяжким грузом. И это еще только начало, за оставшиеся полтора года налоговых каникул, «правила игры», очевидно, будут меняться, и совсем не обязательно, что это пойдет на пользу самозанятым.
Неопределенность условий
Большинство экспертов рынка едины во мнении – перечень категорий, которым предоставлен налоговый пряник, неоправданно узок. Судить об этом позволяют данные статистики ФНС 2016 года, согласно которой домработницы оформили всего около 600 патентов, в то время как ремонтники и парикмахеры – около 15 тысяч. Странно не вносить их в тестовый список, согласитесь. В целом же, по разным оценкам, число потенциально охватываемых видов деятельности самозанятых достигает 46 категорий. Определение льгот лишь для менее чем 5% из них, больше напоминает фикцию, чем реальное желание вывести людей из «тени». По мнению экспертов «Опоры России», закон в нынешней редакции лишь создает больше ограничений – это инициированный Минфином уход от решения проблемы и игнорирование указаний президента.
Помимо слишком зауженной целевой аудитории, нормативная база создает определенную непредсказуемость условий, на которых гражданам приходится регистрироваться. Но уведомив о себе налоговые органы, не совсем понятно, чего ждать в 2019 году. Какого-либо нормативного регулирования их деятельности до сих пор нет, и до сегодня этот вопрос активно никем не решался. Если новая законодательная база принята не будет, их будут воспринимать в качестве индивидуальных предпринимателей, что уже противоречит самому принципу самозанятости. Дело в том, что их деятельность даже по формальным признакам не подходит под предпринимательство. К тому же регистрироваться в качестве ИП попросту никто не захочет – доходы самозанятых обычно достаточно низки, чтоб уплачивать сборы. Плюс, административная нагрузка, проверки и прочая бюрократия. Одна надежда на то, что за будущее время соответствующие законы таки будут приняты. Иначе даже те, кто готовы решиться на регистрацию, предпочтут остаться в неформальном секторе.
Высказанные ранее опасения сегодня обрели весьма ощутимые очертания. Даже те, кому сегодня обещаны «налоговые пряники», не хотят покидать «тень». Самозанятые, как, впрочем, и все остальные предприниматели, крайне неохотно доверяют государству. При всех «прелестях» предложенного им статуса, им в любом случае придется уплачивать полный НДФЛ, плюс страховые взносы, объем которых, исходя из существующего сегодня размера МРОТ, составляет 28 тыс. рублей в год. И если правительственные идеи уравнять МРОТ и ПМ будут реализованы, то размер страховых взносов превысит 40 тыс. рублей.
Платите авансом
Но есть и альтернативные варианты развития событий в 2019 году. Например, провластные депутаты уже подготовили (но пока не подали) законопроект, которым определен порядок налогообложения самозанятых. Дабы избавиться от неопределенности, предлагается внести в налоговое законодательство изменения, которые позволят таким льготным налогоплательщикам уплачивать налоги и страховые взносы авансовыми платежами. Что-то вроде патента – купил патент, заплатил страховые взносы, и спокойно работаешь на протяжении налогового периода. Определение налоговых ставок предлагается передать в каждый регион – субъекты федерации должны будут самостоятельно принимать собственный закон и устанавливать размер платежей. Плюс, будет введен минимальный размер страховых платежей, который составит всего 5% от минимальной зарплаты (например, ИП приходится тратить на эти цели более 30% МРОТ). В сравнении с условиями для ИП, самозанятые окажутся в куда более выгодном положении, если такой закон таки будет принят осенью. Но и эта конструкция неидеальна.
Возможность покупки патента – это, безусловно, огромный плюс для самозанятых. Патент следует рассматривать в качестве некой лицензии на легальное занятие определенным видом деятельности. Хочешь – работаешь, не хочешь – отдыхаешь. Патентная система отлично зарекомендовала себя при работе с мигрантами, легализация которых, посредством ее введения, была существенно упрощена. Но авансовый платеж по отношению к страховым взносам – это что-то новенькое. Страховые платежи – это традиционные сборы, взимаемые с работодателей, исходя из объема фонда оплаты труда – дохода его работников. Если платить их авансом, самозанятые не будут наверняка знать, будет ли у них доход в будущем. И если такового не будет, о каких взносах вообще может идти речь?
Работодатели никогда не платили страховые сборы авансом. Вероятно, такой подход к самозанятым законодатели хотят оправдать пониженной ставкой сборов, что все равно не выглядит справедливо. Куда правильнее было бы утвердить конструкцию, по которой взносы платились бы по окончании налогового периода, когда было бы видно наличие или отсутствие дохода. В озвученном же виде это все напоминает формулу повторного налогообложения. Деньги пусть и небольшие, но уплачивать их все равно придется. А учитывая непредсказуемость доходов самозанятых россиян, каждая копейка остается на счету. Так что даже такие условия вряд ли добавят няням и репетиторам оптимизма. Он наверняка не появится до тех пор, пока в «тени» будет работать невыгодно. Так что в обозримом будущем массовой легализации, к сожалению, ждать не стоит.
Разместить резюме Добавить вакансию