Когда вы увольняете сотрудника, важно следовать лишь двум правилам:
- Относитесь к сотруднику как можно более уважительно и гуманно.
- Защитите свой бизнес с юридической стороны
Эмоции здесь в основном не имеют значения.
Увольнение несоответствующего сотрудника означает, что он вас подвел. Для босса уволить кого-то сложно. Но для сотрудника увольнение является финансово и эмоционально разрушительным. Итак, давайте убедимся, что вы не усугубите и без того тяжёлую ситуацию. Вот список недопустимых для работодателя действий при увольнении.
Увольнение сотрудника с помощью электронных средств
Несомненно, Интернет и электронные устройства делают общение чрезвычайно простым. Никогда не используйте эти инструменты для увольнения сотрудника. Это безлично, непрофессионально и может вызвать недовольство (даже враждебность и гнев) в отношении бизнеса.
Это означает отсутствие электронной почты, мгновенных сообщений, голосовой почты, социальных сетей… и, безусловно, никаких телефонных звонков. Если вы собираетесь уволить сотрудника, сделайте это лицом к лицу.
Внезапность
Одна из худших вещей — уволить сотрудника на ровном месте без предупреждения . Конечно, это правило не применяется в экстремальных ситуациях (например, если кто-то прибегает к насилию или крадёт собственность компании).
Что касается производительности, вы должны регулярно давать каждому сотруднику инструкции и задания. Если считаете необходимым уволить сотрудника после того, как он не справился, по крайней мере, человек будет иметь некоторое представление о причине.
Объяснение один на один, без третьих лиц
Вы всегда хотите думать о своих сотрудниках как можно лучше, но в современном обществе любой может подать в суд по любому поводу. Если вы увольняете сотрудника самостоятельно, и он решает подать на вас и компанию в суд, это становится их словом против вашего.
Это не лучший вариант. Вы можете снять с себя ответственность, включив свидетеля в процесс увольнения.
Сравнение с другим работником
Вы должны основывать свое решение дать кому-то расчёт, исходя из того, соответствует ли он стандартам, целям и поведенческим ожиданиям дела. Никогда не делайте выбор, сравнивая рассматриваемого сотрудника с другим членом команды.
Даже если вы используете другого сотрудника в качестве ориентира, никогда не стоит сообщать об этом.
Подробное объяснение
Если вы задокументировали работу сотрудника и дали шанс исправиться, нет необходимости подробно объяснять увольнение. Анализ неудач только усложнит процесс.
Тем не менее, всегда полезно иметь простой ответ на случай, если сотрудник сомневается в вашем решении. Мы предлагаем что-то вроде: «Я отпускаю вас, потому что ваша работа не соответствует стандартам компании».
Короткий ответ на эти темы убережет вас от следующей ошибки, которую вы никогда не должны делать при увольнении сотрудника: спор.
Некоторые сотрудники уйдут тихо, в то время как другие захотят устроить дискуссию из-за мелочей. Старайтесь изо всех сил не втягиваться в конфронтацию с увольняемым сотрудником. И ни в коем случае не говорите и не делайте чего-либо, что может распалить человека, когда он успокоился.
Повод думать, что решение не окончательное
Использование обтекаемых фраз в надежде «подсластить пилюлю» — верный путь к катастрофе. Говорите твёрдо на языке, который обычно используете, чтобы сотрудник почему-то не подумал, что решение не утверждено. Внесите ясность с первых минут.
Пример правильного начала беседы: «Целью этой встречи является информирование Вас о моем окончательном решении прекратить вашу работу в компании».
Не предоставить письмо о расторжении договора
Предоставление увольнительного письма, в котором излагается основная информация о том, что вы говорите своему сотруднику при личной встрече, обеспечивает еще один уровень защиты для бизнеса. Когда вы даете работнику письмо об увольнении, сохраните копию и попросите сотрудника подписать обе бумаги, прежде чем он уйдёт.
Разрешить сотруднику уйти с имуществом компании
Самый простой способ удержать сотрудников от ухода с собственностью компании — попросить их принести с собой определённые предметы на встречу.
Когда вы вызываете сотрудника в свой офис, дайте ему список вещей, которые нужно взять с собой (например, ключ, пропуск от двери, ноутбук, планшет, телефон). Таким образом, всё, что им нужно сделать после того, как их отпустили, — это собрать свои личные вещи и уйти.
Существуют разные мнения относительно того, следует ли уволенного сотрудника сопровождать к его рабочему столу, а затем покинуть помещение с помощью службы безопасности. Какой бы метод вы ни выбрали, относитесь к своему бывшему сотруднику с уважением, которого он заслуживает. Если вы сделаете из этого сцену, вы только еще больше смутите увольняемого человека.
Позволить сотруднику общаться с коллегами
Если сотрудник расстроен после увольнения, предоставьте ему возможность отправиться домой. Коллегам не стоит видеть расстроенного или плачущего человека. Назначьте нерабочее время или выходные, чтобы он мог вернуться и забрать вещи.
Доступ к служебным ИТ-системам
Лучший способ избежать проблем, вызванных недовольным сотрудником, — это запретить доступ к корпоративной электронной почте, контактной информации и общему пространству на диске, с момента увольнения. Не забудьте отозвать доступ к облачным компьютерным системам.
Теперь, когда вы знаете, чего не следует делать, вы можете адаптировать процесс увольнения к стилю организации. Что бы вы ни решили включить или исключить, самое главное это отработать схему действий.
Первые несколько раз, когда вы увольняете сотрудника, возможно, придется держать перед собой контрольный список. Однако скоро вы освоитесь, и это не будет сложной задачей. В дальнейшем найти квалифицированного работника поможет сайт карьерист.ру, где собраны сотни резюме и анкет специалистов
Разместить резюме Добавить вакансию